О поверке средств измерений

Предлагаем ознакомится с ответами госстандарта на часто задаваемые вопросы.

ВОПРОС: Какие средства измерений относятся к сфере законодательной метрологии? а какие - вне сферы?

ОТВЕТ от 28.12.2012:

Сфера законодательной метрологии распространяется на измерения, выполняемые при:

  • осуществлении торговли и расчетов между покупателем и продавцом;
  • определении налоговой базы;
  • осуществлении таможенных и банковских операций;
  • обеспечении защиты жизни и охраны здоровья человека;
  • проведении государственного технического осмотра транспортных средств, диагностике технического состояния транспортных средств;
  • обеспечении промышленной безопасности опасных производственных объектов, пожарной безопасности и радиационной безопасности;
  • осуществлении геодезической и картографической деятельности;
  • осуществлении гидрометеорологической деятельности;
  • оказании услуг почтовой связи и электросвязи;
  • проведении испытаний и осуществлении контроля за соответствием продукции и сырья требованиям законодательства Республики Беларусь;
  • проведении экспертиз;
  • обеспечении обороны и безопасности государства;
  • обеспечении охраны окружающей среды;
  • обеспечении охраны труда;
  • осуществлении государственного метрологического надзора;
  • осуществлении метрологического контроля;
  • осуществлении контроля за соблюдением требований, предъявляемых к фасованным товарам;
  • проведении лабораторно-диагностических исследований ветеринарной службой;
  • производстве и применении игровых автоматов и устройств с денежным выигрышем;
  • регистрации международных и национальных спортивных рекордов.

Законодательными актами Республики Беларусь сфера законодательной метрологии может распространяться на измерения, выполняемые в иных сферах деятельности.

Если рассматриваемое средство измерений попадает в одну из вышеуказанных областей, следует провести анализ:

– требований нормативно правовых актов и технических нормативно-правовых актов, касающихся конкретной области применения средства измерений и иных распорядительных документов, регулирующих применение СИ.

Комментарий: При отнесении средства измерений к СЗМ, следует проверить наличие прямых указаний НПА и ТНПА и др. на поверку этих средств измерений в органах Государственной метрологической службы (ГМС). Такое требование подразумевает применение СИ в СЗМ и его вывод из СЗМ возможен только после изменения соответствующих требований НПА и ТНПА. Например, Постановление Минсельхозпрода требует проведения поверки в ГМС термометров на овощехранилищах. В данном случае контроль температуры является технологической операцией, не попадающей ни в одну из областей СЗМ, и поверку могли бы делать иные юридические лица.

– наличия дублирующих средств измерений и устройств, выполняющих ту же функцию и подпадающих под метрологический или иной вид контроля;

Комментарий: Как правило, на опасных технологических объектах (см. области 4, 6, 14) предусмотрены дублирующие схемотехнические решения, обеспечивающие безопасность с вероятностью 99,9%. Например, в водонагревательных котлах наряду с манометрами установлены предохранительные клапаны давления. В таком случае п. 4, 6, 14 обеспечиваются именно клапанами, которые проходят отдельную проверку, а манометры выполняют второстепенную роль - контроля изменения температуры и могут быть выведены из СЗМ. Показывающие манометры также могут быть выведены из СЗМ.

– возможность выполнения метрологического контроля средства измерений.

Комментарий: Средство измерений, например, датчик вибрации, термопара, датчик давления и т.п., предназначенные для контроля критических нагрузок (см. области 4, 6, 14) установлены в таком месте технологического оборудования, которое не позволяет провести его метрологический контроль. В данном случае необходимо определиться, есть ли на оборудовании а) средства измерений, дублирующие указанные функции и обеспечивающие безопасность технологического оборудования в целом. Например, на узле подшипника парогенератора установлен бесконтактный термометр или накладной термопреобразователь, позволяющий проводить корреляцию значений температуры, регистрируемой недоступной для снятия термопары и генерировать управляющий сигнал. В некоторых случаях б) возможно проведение внешнего периодического контроля условий эксплуатации технологического оборудования. В указанных случаях средства измерений, установленные в труднодоступных местах, могут быть исключены из перечня, подлежащего контролю в сфере законодательной метрологии.


 

ВОПРОС: Просим дать разъяснения по вопросу правомерности применения термина "поверка" к средствам измерений, применяемых вне сферы законодательной метрологии, эксплуатируемых на предприятии, в том случае, если данные работы проводятся силами работников предприятия (поверителями) без аккредитации поверочной (калибровочной) лаборатории; или же в соответствии с п.4.1 ТКП 8.003-2011 термин "поверка" применим только к СИ, поверяемым в аккредитованных поверочных лабораториях. Некоторые предприятия вышеуказанную процедуру обозначают а своих СТП как,например, "поверка", выполняя фактически все технические операции по методикам поверки. Правильно ли это?

ОТВЕТ от 05.08.2013:

В соответствии с определением, данным в Законе Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» (в редакции Законов Республики Беларусь от 20.07.2006 № 163-З, от 09.11.2009 № 53-З, от 04.01.2010 № 109-З), поверка представляет собой совокупность работ, в ходе которых подтверждаются метрологические характеристики средств измерений и определяется соответствие средств измерений требованиям законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений.

Поверка средств измерений, применяемых вне сферы законодательной метрологии, проводится для средств измерений, в отношении которых осуществлено утверждение типа средств измерений (они внесены в Госреестр средств измерений, имеется методика поверки). Поверка указанных средств измерений осуществляется юридическими лицами, аккредитованными для ее осуществления, либо юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство средств измерений, их ремонт, реализацию, применение, передачу в аренду (прокат), а также на основе договора иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (статья 25 Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений»). Поверка должна осуществляться непосредственно поверителями при условиях, определенных методиками поверки средств измерений, с применением эталонов, поверенных юридическими лицами государственной метрологической службы.

В ТКП 8.003-2011 (пункт 4.1) указано, что Госстандарт, в случае необходимости, может предоставлять аккредитованным поверочным лабораториям других юридических лиц право поверки средств измерений, указанных в Перечне областей в сфере законодательной метрологии, в которых применение средств измерений допускается после их поверки с установленной периодичностью юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу.

Законом Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон) определено, что средства измерений, применяемые вне, сферы законодательной метрологии, могут подвергаться поверке или калибровке либо в отношении этих средств измерений могут применяться иные способы обеспечения единства измерений, определенные юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, применяющими эти средства измерений (статья 13 Закона), при этом иной способ обеспечения единства измерений может быть назван, в том числе, «проверкой».

УП «Родат» г. Минск, индекс: 220075, ул. Инженерная, 28, оф.9, E-mail: rodat@gazmaf.by